Межрегиональная благотворительная общественная организация социальной адаптации граждан

Сотрудничество

 

Православные праздники

Яндекс.Метрика

Вход

Концепция проекта "Социальная гостиница"

Социальная гостиница представляет собой комплексное учреждение с упорядоченной социальной работой:оказание социально-бытовых, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведениесоциальной адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.<--break->

Основные понятия

В настоящей концепции применяются следующие основные понятия:

1) Социальная гостиница – учреждение, находящееся на самообеспечении (независимо от формы собственности), предоставляющие социальные услуги;

2) Социальный работник (волонтер) – гражданин, занимающийся деятельностью по социальному обслуживанию подопечных (зачастую один из тех, кто прошел курс ресоциализации в данной «Социальной гостинице»);

3) Подопечный (клиент социальной гостиницы) - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

4) Cоциальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан социальной помощи  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с неупорядоченным образом жизни, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Социальное обслуживание

Социальное обслуживание осуществляется сотрудниками, волонтерами и активистами организации «Линия Жизни». Выработанное совместно с администрацией г. Новосибирска интеграционное взаимодействие позволяет соблюдать законные государственные стандарты социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя в органы социальной защиты или непосредственно в организацию «Линия Жизни». Полученный опыт уже функционирующих социальных гостиниц  положил начало плодотворному взаимодействию организации «Линия Жизни» и Департамента по социальной политике г. Новосибирска. Таковой опыт можно считать успешным после анализа уже функционирующих совместных проектов:

Социальная гостиница по ул. Игарская, 20

Социальная гостиница по ул. Моторная, 20/1

Принципы, основы и цели проекта «Социальная гостиница»

Цели проекта - развитие благотворительности и милосердия в России, жизнеопределяющих  и общечеловеческих  ценностей в обществе, а также противодействие пагубным и маргинализационным тенденциям, разрушающим Российское общество и его целостность.  Социальное обслуживание основывается на принципах доступности, добровольности,  гуманности, приоритетности предоставления социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности./p>

Внутреннее восстановление проблемных людей достигается путём смены мировоззрения и привития им здравого смысла и добрых нравов, основанных на Христианской морали, которая включает в себя: открытость, искренность, добросовестность, порядочность, отсутствие лицемерия, бескорыстие и справедливость. Человек, меняя негативный круг общения, попадает в морально устойчивую среду, ведет упорядоченный образ жизни, придерживаясь принципов и норм поведения, принятых в «Социальной гостинице».

Внешнее восстановление выражено в предоставлении первой доврачебной и санитарной помощи; в предоставлении крова, одежды, пропитания; в урегулировании отношений с правоохранительными органами; в юридической помощи; в восстановлении отношений с родственниками; в специализированном медицинском обследовании и помощи в прохождении лечения; в восстановлении документов, создании семьи, трудоустройстве на работу; в привлечении к активному участию в деятельности «Социальной гостинице».

Задачи проекта

Основной задачей «Социальной гостиницы» является предоставление ночлега лицам без определенного места жительства, профилактическая работа, ресоциализация данной категории граждан и дальнейшая интеграция их в общество. Таким образом, основными задачами «Социальной гостиницы» являются:

- предоставление бесплатно ночлега в течение 24 часов (койко/место с постельными принадлежностями);

- обеспечение бесплатного питания;

- оказание первой  доврачебной медицинской и психологической помощи;

- помывка и стрижка людей, проведение санитарной обработки (с использованием дезинфекционной камеры) их вещей и имущества;

- оформление регистрации по месту пребывания и содействие в оформлении документов для назначения государственных пенсий и пособий гражданам, имеющим право на социальные выплаты;

- оказание благотворительной и гуманитарной помощи в виде продовольствия, одежды и средств личной гигиены;

- оказание консультативной помощи по социальным вопросам социально - бытового и трудового устройства;

- организация трудовой деятельности.

В социальной гостинице предлагается приют людям, обратившимся за помощью,  оказавшимся в трудной жизненной ситуации: без определенного места жительства и определенных занятий,  пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

Наряду с временным приютом в «Социальной гостинице» на постоянной основе предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам разных возрастов и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним и находящимся в трудной жизненной ситуации.

Койко/место для ночлега предоставляется бесплатно одному лицу на основе бессрочного пребывания при условии соблюдения внутреннего распорядка и режима пребывания. Введение таких ограничений вынуждено, так как получить бесплатный ночлег и питание захотят многие, поэтому помощь будет оказываться практически безадресно.

Для эффективного решения данной задачи потребуется создание очень большого числа спальных мест, от 150 до 200 или более, в итоге люди, только привыкшие к нормальному быту и питанию, будут вынуждены возвращаться на улицу, в среду своего первичного пребывания. Чтобы этого не произошло, людям необходимо обеспечить обычную домашнюю атмосферу или же руководствоваться принципом общежития. Необходимо привлекать клиентов «Социальной гостиницы» к социально активному труду, это необходимо, т.к. жизнедеятельность гостиницы основана на самообеспечении. Но и этого недостаточно.  Для более качественного социального обслуживание необходим комплекс мер, который бы позволил благополучно возвращать человека в общество уже полноценной личностью, социально воспринимаемой и имеющей навыки нравственно зрелого сосуществования в социуме. Поэтому в «Социальной гостинице» разработан комплекс мер и мероприятий, позволяющий человеку пройти достойно курс ресоциалицации.

Обеспечение приюта и пребывание подопечных - социальное обслуживание в «Социальной гостинице» осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам: проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Консультативная помощь – в «Социальной гостинице» клиентам предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Такое положение достигается путем тесного взаимодействия с социальными службами города. Опыт подобных прецедентов уже реализовывается в вышеупомянутых совместных проектах.

Комплексные услуги по ресоциализации – это процесс обретения человеком навыков, качеств и способностей, делающих его личностью, положительно воспринимаемой обществом. В человеке вырабатываются моральные принципы и нравственные нормы поведения, а также способность влиять на людей, находящихся в пороках, и помогать им измениться в лучшую сторону. Человек не просто восстанавливается физически и духовно, не только обретает отношения с близкими и устраивает свою личную жизнь, но и проявляет активную гражданскую позицию, участвуя в делах милосердия и благотворительной деятельности для созидания и оздоровления нашего общества.

Управление и хозяйственная деятельность «Социальной гостиницы»

Управление и хозяйственная деятельность – «Социальной гостиницы» обеспечивается за счет добровольного труда активистов и добровольных помощников из числа сотрудников организации «Линия Жизни» и прочих лиц, а также труда самих подопечных.

Опыт и навык работы в восстановительных центрах организации «Линия Жизни» позволяет смело определить уровень компетенции и способность организовывать и оказывать подобного рода услуги нуждающимся категориям граждан, в т.ч. людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Материальное обеспечение деятельности «Социальной гостиницы» обладает хозяйственной самостоятельностью (функционирует автономно, на самоокупаемости).  Привлекается труд добровольцев из числа дееспособных клиентов, таким образом, гражданин, проживающий в «Социальной гостинице», обеспечивает и содержит себя сам.

Такая мера, более того, является превентивной и позволяет купировать криминогенную обстановку в городе. Гражданин, находящийся по месту жительства в «Социальной гостинице», всегда под присмотром и его поведение         контролируемо и предсказуемо, а значит и пропадает маргинальность и деструктивизм.

Управление социальной гостиницей осуществляется за счет кадровых ресурсов и состоит из трех отделов: административно-хозяйственный,  нравственно-воспитательный,  служба порядка.

Административно-хозяйственный отдел создан для взаимодействия с органами государственной власти, общественностью, а также с родственниками людей, пребывающих в «Социальной гостинице». Он организует прохождение медицинских обследований  в соответствующих медицинских учреждениях, ведение бытовой и хозяйственной деятельности, финансовой отчетности.

Нравственно-воспитательный отдел занимается организацией труда и досуга, разъяснительной воспитательной работой  путем развития положительных качеств, привития духовных и нравственных ценностей,  оказание «внешней» помощи гражданам, обратившимся в «Социальную гостиницу». Такая работа проводится при непосредственном участии клириков РПЦ Новосибирской Епархии.

Служба порядка осуществляет функции по соблюдению правил внутреннего распорядка, соблюдения санитарных норм, обеспечения безопасности.

Состав социальных работников  в «Социальной гостинице» состоит из активистов и добровольных помощников (волонтеров).

Активисты: Лица, находящиеся в «Социальной гостинице», на основе социальных работников из числа бывших и действительных клиентов, успешно прошедшие курс восстановления и ресоциализации; утвердившие себя в правовом и социальном аспекте; служащие в «Социальной гостинице» на общественных началах.  

Добровольные помощники: Лица, в основном состоящие из прикрепленных сотрудников соцзащиты; помощники из других государственных и общественных организаций, обладающие возможностью квалифицированной помощи (юристы, бухгалтеры, мед. работники, психологи, социологи и др.).

Предлагаемые формы взаимодействия

Вне всяких сомнений первостепенной задачей в реализации данного проекта является регламентация правовых взаимоотношений. Главным аспектом такого взаимоотношения является статус и договорное соглашение относительно помещения самого учреждения, т.е. того места, где будут оказываться данные социальные услуги. Помещение можно оформить несколькими правовыми актами, здесь мы рассмотрим такое взаимоотношение, при котором помещение передается муниципальными властями работающей организации в безвозмездное пользование.

Такой вариант был бы более приемлем при условии долгосрочности договора, т.к. помещение предполагает ремонт и переоборудование. В этом случае предвидятся немалые расходы, нужно привлекать инвестиции и спонсорскую помощь под этот проект, а это возможно только при наличии гарантии, что данное учреждение имеет возможность функционировать продолжительное время.

При этом если бытовую и хозяйственную деятельность возможно возмещать за счет труда клиентов и спонсорской помощи, то коммунальные услуги, оплату электроэнергии в этом случае  могли бы взять на себя муниципальные власти. В любом случае статус учреждения позволяет говорить о его необходимости городу, обществу, да и государству в целом. Мы можем считать, что статья расходов в городском бюджете может компенсировать целевое назначение, т.е. оплату коммунальных услуг и электроэнергию в «Социальной гостинице».

Хотелось бы подчеркнуть и возможность субсидий на целевое приобретение дезинфекционной камеры, которая может находиться на балансе соответствующего муниципального учреждения, например, учреждения Роспотребнадзора или Минздрава. Это касается и другого необходимого имущества, но об этом говорить пока рано.

Дополнительная информация

На основе передового опыта организации «Линия Жизни»  по созданию и функционированию системы социальной помощи –  учреждений “Социальных гостиниц” в г. Новосибирске и других городах необходимо разработать Устав, в котором определить:

- общие положения;

- правовой статус;

- основные цели и задачи деятельности гостиницы;

- имущество и средства гостиницы;

- организация деятельности;

- условия приема, содержания и выписки граждан;

- управление гостиницей;

- учет, отчетность и контроль деятельности гостиницы;

- реорганизация и ликвидация гостиницы;

- регистрация и снятие с регистрации проживающих в гостинице;

На основании Устава определить основные источники финансирования деятельности гостиницы:

- доходы от предпринимательской деятельности, включая труд добровольцев (клиентов);

- капитальные вложения, бюджетные и внебюджетные ассигнования;

- добровольные имущественные взносы и пожертвования третьих лиц;

- другие законные поступления.