Межрегиональная благотворительная общественная организация социальной адаптации граждан

Сотрудничество

 

Православные праздники

Яндекс.Метрика

Вход

Благотворительная Программа "Социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на 2012 год"

1. Общие Положения.<--break->
1.1. Благотворительная Программа "Социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на 2012 год",  (далее Программа) Межрегиональной благотворительной общественной организации социальной адаптации граждан «Линия Жизни» (далее Организация) разработана Правлением Организации по решению Общего собрания Организации.
1.2. Непосредственными исполнителями Программы являются структурные подразделения Организации, филиалы Организации, обособленные подразделения Организации (далее Учреждение).
1.3. Оперативное управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правление и Президент Организации. Решение  о выделении средств по принятым направлениям Программы принимается Президентом Организации, распределение средств между статьями расходов из источников финансирования происходит по решению Правления. Контроль за правильностью расходования средств осуществляет Ревизор Организации. Президент и Правление Организации, по итогам года, отчитываются о ходе исполнения Программы и расходованию средств бюджета Программы на Общем собрании Организации.
1.4. Срок деятельности Программы расчитан на 2012 год.

2. Обоснование необходимости создания Программы.
2.1. Благотворительная Программа "Социальная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на 2012 год" разработана в целях реализации основных направлений деятельности Организации.
2.2. Основание разработки Программы:
- Увеличение категорий граждан, характеризующихся как социально незащищенные, вызванное рядом причин, среди которых: экономический кризис, демографический спад,  падение морально-этических устоев в обществе и рост безработицы, наличие, так называемых, медико-социальных заболеваний - алкоголизм (включая нравственную распущенность и пьянство), наркоманию, склонность к бродяжничеству (маргинальность) и т. д.
- Размытость грани между добром и злом, переформирование систем духовных и моральных ценностей, предшествующая экономическая и политическая нестабильность. Предрасположенность социально-незащищенной категории граждан к негативному влиянию со стороны, к социальной и духовной распущенности.
- Распространение бродяжничества и бездомности среди социально незащищенной категории граждан.
- Необходимость в проведении более эффективной и последовательной работы среди социально-неблагополучной категории граждан.
- Отсутствие на законодательном уровне такого понятия, как бездомный и отсутствие профилактического звена для предупреждения бездомности и бродяжничества, нехватка социальных учреждений для вышеперечисленной категории граждан.
- Выражение гражданской позиции, участием в моральном, культурном и духовном оздоровлении личности в обществе.
- Возможность реализовать общественную инициативу (благотворительную помощь)  в контексте  широкого взаимодействия различных социальных институтов  нашего общества: органов власти всех уровней, других общественных организаций и объединений и всех тех, кому небезразлично будущее нашей страны.
- Возможность применение накопленного опыта для реализации Программы.
 
3. Цели и задачи Программы.
3.1 Целями и задачами создания Программы являются:
- Благотворительная, социальная и нравственно-воспитательная работа с социально и духовно неблагополучными слоями населения;
- Социальная поддержка и защита граждан, которые в силу своих физических и интеллектуальных особенностей и иных обстоятельств, не способны самостоятельно реализовывать свои права и законные интересы, в том числе привлечение их к добровольной культурной, просветительской и трудовой деятельности, связанной с их самореализацией, морально-нравственным перевоспитанием и материально-бытовым обеспечением;
- Срочная социальная помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- Социальная адаптация (ресоциализация) людей находящихся в различных зависимостях, в т.ч. послереабилитационная интеграция их в социум;
- Помощь бывшим заключенным и лицам без определенного места жительства в социальной адаптации (ресоциализации) и дальнейшей интеграции данной категории граждан в социум;
- Духовно-нравственная и психологическая помощь заключённым и лицам, находящимся в противоречии с моралью общества.
3.2. Для осуществления целей и задач Программы Организация в установленном законом порядке выполняет следующие задачи:
- Нравственное воспитание лиц, перечисленных в п.3.1. Программы, оказание им благотворительной и срочной социальной помощи;
- Помощь лицам, перечисленным в п.3.1., оказывается в соответствии с ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», на принципах: адресности, доступности, добровольности, гуманности, конфиденциальности, профилактической направленности;
3.3. Виды деятельности Учреждения Организации:
-  Организация временного проживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- Участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих бродяжничеству и бездомности;
- Оказание помощи в восстановлении социального статуса гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и бездомным гражданам в обществе, по месту учебы, работы, жительства, содействие в возвращении бездомных граждан в семьи;
- Оказание социальной, психологической, социальной и иной помощи, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и  бездомным гражданам в ликвидации трудной жизненной ситуации;
- Содействие в защите прав и законных интересов бездомных граждан и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- Помощь и содействие в трудоустройстве, создании рабочих мест для граждан, перечисленных в п.3.1. настоящей Программы;
- Организация культурно-массовых мероприятий, в том числе концертов художественной самодеятельности.
- Организация и проведение социальных мероприятий, лекций профилактической и нравственной направленности;
- Создание культурно-просветительских, молодежных клубов;

4. Принципы и методы реализации Программы.
4.1. Методы данной Программы основывается на принципах:
1) доступности;
2) добровольности;
3) гуманности;
3) приоритетности предоставления социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
4) конфиденциальности;
5) профилактической направленности;
6) комплексности и поэтапности социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.2. Основные понятия
- Комплексность программы – заключается в полноте и поэтапности оказываемых услуг.
- Поэтапность программы – заключается в ступенчатом освоении форм жизнедеятельности, способных воссоздать в индивиде те качества, которые дадут ему возможность интегрироваться в общество положительно воспринимаемой личностью.
- Трудная жизненная ситуация – ситуация в которой гражданин объективно не способен вести жизнедеятельность в социуме самостоятельно в силу различных обстоятельств, либо ситуация, которую он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с неупорядоченным образом жизни, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное).
- Ресоциализация – процесс восстановления индивида в правах и возможностях, реконструирование его нравственного состояния (или замена такого, если оно девиантное) на этически-зрелое и нравственно-мотивационное поведение. Изменение установок  индивида, целей, норм и ценностей  жизни на положительно воспринимаемые обществом.
- Первичная помощь – комплекс мер, процедур направленных на медико-социальные (услуги оказываемые специалистами), психологические, педагогические, социально-экономические мероприятия. Процесс устранения или возможно более полной компенсации ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением социально-бытовой, физиологической функции человека, неспособного вести жизнедеятельность без посторонней помощи или ведущего асоциальный (девиантный) образ жизни.
- Социальная адаптация – интеграция человека в общество с определенными установками и усвоенными качествами самостоятельного индивида, способного вести свою жизнедеятельность без посторонней помощи.
- Социальная гостиница (Учреждение Организации) - учреждения (независимо от формы собственности), предоставляющие социальные услуги: оказание социально-бытовых, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведению социальной реабилитации и социальной адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан социальной помощи,  в соответствии с данной Программой и законодательством Российской Федерации;
- Доброволец (Волонтер) – гражданин, занимающийся безвозмездной помощью или деятельностью по социальному обслуживанию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
-  Подопечный - (клиент социальной гостиницы) - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, обратившийся для получения социальных услуг и принятый в Учреждение;
4.3. Социальное обслуживание в рамках данной Программы осуществляется сотрудниками, волонтерами и активистами Организации на базе созданного Учреждения, действующего на основании Положения принятого на Общем собрании Организации. Социальное обслуживание осуществляется совместно с государственными, общественными и религиозными учреждениями в соответствии с ФЗ «Законом о социальной защите населения». Данное взаимодействие позволяет соблюдать законные государственные стандарты социального обслуживания и позволяет улучшать качество предоставляемых услуг. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя в органы социальной защиты или непосредственно в Организацию.
4.4. Программа направлена на процесс обретения человеком навыков, качеств и способностей, делающих его личностью, положительно воспринимаемой обществом. В человеке вырабатываются моральные принципы и нравственные нормы поведения, а также способность влиять на людей, находящихся в пороках, и помощь им в изменении в лучшую сторону. Человек не просто восстанавливается физически и духовно, не только восстанавливает отношения с близкими и устраивает свою личную жизнь, но и проявляет активную гражданскую позицию, участвуя в делах милосердия и благотворительной деятельности для созидания и оздоровления нашего общества.
4.5. Помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, состоит из первичной социальной реабилитации и социальной адаптации. Каждая часть разбита на несколько этапов, полагающих при их постепенном прохождении полную ресоциализацию индивида с последующей интеграцией его в общество.
4.6. Основная форма деятельности Учреждения при осуществлении Программы:
- Предоставление бесплатно ночлега (койко-места с постельными принадлежностями);
- Обеспечение трехразового бесплатного питания;
- Оказание первой  доврачебной, санитарной и психологической помощи;
- Помывка и стрижка подопечных, проведение санитарной обработки (с использованием дезинфекционной камеры) их вещей и имущества;
- Содействие в оформление регистрации по месту пребывания и содействие в оформлении документов для назначения государственных пенсий и пособий гражданам, имеющим право на социальные выплаты;
- Оказание благотворительной и гуманитарной помощи в виде продовольствия, одежды и средств личной гигиены;
- Оказание консультативной помощи по социальным вопросам бытового устройства;
- Содействие в организации трудовой деятельности.
4.7. Предоставление койко-места для ночлега осуществляется бесплатно одному лицу на основании заключенного Договора на социальное обслуживание при условии соблюдения внутреннего распорядка и режима пребывания.

5. Практическая реализация Программы.
5.1. Первый этап программы - Первичная помощь:
- Подопечный на этом этапе является благополучателем и его пребывание в Учреждении является профилактическим и носит безвозмездный характер. Пребывание подопечных на данном этапе оплачивается из средств бюджета Программы.
- В комплекс услуг на этом этапе включены: предоставление крова (койко-места), питания, одежды, первой доврачебной помощи, санитарной обработки, профилактические медицинские мероприятия по выявления эпидемических и инфекционных заболеваний (флюорография, кровь на RW, обследование на ВИЧ/СПИД, педикулез, чесотку). Профилактические мероприятия по установлению и идентификации личности, анкетирование  и определение социального статуса гражданина. Беседы со специалистами, психологами, услуги социальных работников.
- Сроки пребывания подопечного на этом этапе варьируются в зависимости от сложности его гражданской и социальной дееспособности и состояния его здоровья и определяются непосредственно при медико-социальной экспертизе, проводимой по личному заявлению подопечного. Приблизительный срок данного этапа составляет 1 месяц с момента его прибытия. Срок данного этапа может быть расширен по показаниям социальных работников, врачей, попечительского совета, либо по желанию подопечного.
5.2. Второй этап программы - Становление:
- После первичной реабилитации и благополучного прохождения первого этапа, подопечный при его гражданско-социальных показателях (наличие документа удостоверяющего личность или временного удостоверения) приобретает социальные гарантии, а именно временную регистрацию, медицинское обслуживание по страховому медицинскому полису. Получает гарантированное материальное обеспечение: одежду, средства личной гигиены, полноценное калорийное питание, средства на восстановление документов, средства на оплату транспортных расходов (проезд). С этого момента в Программу включается несколько социально значимых аспектов, таких как приобщение подопечного к труду (трудотерапии), воспитание в нем этического и нравственного сознания законопослушного гражданина, соблюдение им своих обязательств перед обществом, семьей, государством (обязанности перед уголовно-исполнительной инспекцией, обязанности по алиментам, судебные иски, общественные работы и пр.). Если у подопечного отсутствуют документы удостоверяющие личность, то именно на этом этапе происходит процесс их восстановления. Немаловажно подчеркнуть, что именно с этого момента с подопечным начинает работать духовно-нравственный отдел Учреждения, происходит приобщение подопечного к нравственным, культурным, историческим и религиозным ценностям (в зависимости от его вероисповедания или отсутствия такового), в человеке происходят позитивные процессы, но он пока еще частично изолирован от окружающего мира. Эта вынужденная мера позволяет контролировать девиантно настроенных подопечных и позволяет воздействовать на них более интенсивно в благополучной сфере. Так как проживание подопечных в Учреждении происходит стационарно и смешанно, то сами прошедшие первые два этапа граждане имеют возможность оказывать своим положительным примером становления позитивное влияние на вновь прибывших.
- Пребывание, питание и прочие материальные блага подопечные получают за счет благотворительных взносов, целевых пожертвований, а также за счет личных пожертвований на целевые нужды Программы, которые подопечный имеет возможность осуществлять из лично заработанных средств, в т.ч. участвуя в трудовых процессах по обеспечению материально-хозяйственных нужд Учреждения, как доброволец или за вознаграждение.
- Сроки данного этапа составляют в среднем от двух до шести месяцев, в это время человек приобретает некоторое духовно-нравственное становление, формируя непосредственные установки для следующего этапа, где его самостоятельность проявляется в большей степени, но в той же степени прямо пропорционально растет и ответственность. Срок данного этапа может быть расширен по показаниям социальных работников, врачей, попечительского совета, либо по желанию самого подопечного.
5.3. Третий этап – Социальная адаптация:
- На этом этапе подопечный становится по выбору волонтером, добровольцем или сотрудником Учреждения. Гражданин регистрируется по месту пребывания, у него появляется медицинское страхование (теперь уже полное), а у некоторых заводится трудовая книжка, это касается сотрудников, т.е. подопечных, которые выбрали добровольно остаться в Организации для работы в Учреждениях. Волонтерская деятельность подразумевает: в свободное от работы время заниматься активной общественной деятельностью, в основном по профилактике асоциального образа жизни и бродяжничества, беседы с подопечными Учреждения и пр. Такое положение позволяет воспитывать у подопечных ответственность и солидарность. Добровольцы и сотрудники берут шефство над вновь прибывшими, следят за их состоянием, ориентируют их на дальнейшее становление, прививают ответственность за себя и окружающих, наблюдают за их поведением. Также добровольцы и сотрудники выезжают на трудовую деятельность старшими в группах, бригадирами и стараются наладить быт подшефных по своему усмотрению в совете с подопечными. Коллектив разбивается на бригады, звенья, что позволяет формироваться в устойчивые социальные группы. Таким образом, коллектив с принципами «равный обучает равного» воспитывает одни из самых созидающих качеств личности – солидарность и ответственность. Сотрудники (подопечные) же на этом этапе более всего профориентированы, они направляются на профессиональную подготовку, учебу. Данная группа готовится для работы в Учреждении фельдшерами, социальными работниками, администраторами, психологами, теологами и пр. Обучение проходит в большей степени заочно, однако все необходимые расходы на обучение берет на себя Организация.
- Сотрудники (подопечные) на этом этапе трудятся по трудовому или гражданско-правовому договору, получая вознаграждения за свой труд. Граждане имеют возможность хранить у себя наличные деньги от личного заработка, тратить их по своему усмотрению, но в то же время они еще подконтрольны администрации Учреждения и их свободное передвижение регламентируется и обговаривается.
- Сроки на данном этапе от шести месяцев до одного года. После положительного прохождения этого заключительного этапа гражданину предлагается пройти этап интеграции в социум «Полпути от дома». Срок данного этапа может быть расширен по показаниям социальных  работников, врачей, попечительского совета, либо по желанию самого подопечного.
5.4. Четвертый этап – Интеграция в социум «Полпути от дома»...
- Этот этап предусматривает самостоятельную жизнь. Подопечные после годичного курса стационарной программы становятся выпускниками и проживают в заранее арендованных общежитиях, в основном группами по шесть человек – рабочими бригадами. За порядком, трудовой и нравственной дисциплиной следит комендант общежития. В общежитии есть свой режим и правила пребывания - исключены употребление спиртных напитков и аморальное поведение. За это предусматриваются дисциплинарные взыскания и штрафы.  Администрация общежития трудоустраивает выпускников на свое автономное хозяйство или хозяйственное общество, бригадные подряды и пр. Выпускники получают заработную плату, планируют свою жизнь, бюджет, готовят себе пищу.  Плата за проживание в общежитии удерживается из заработка. Сами участники программы имеют свободу действий, но общественный контроль за ними все же сохраняется.
- Выпускники трудоустраиваются на постоянную трудовую деятельность, имеют трудовой стаж, пенсионные отчисления, медицинское страхование, стабильную заработную плату. Однако, по условию соглашения, если выпускник систематически нарушает условия Договора, он может быть уволен и отчислен из общежития.

6. Управление Учреждением.
6.1. Управление Учреждением осуществляется на основании существующих Положений и Инструкций, принятых Общим собранием Организации.
6.2. Административный комплекс Учреждения состоит из трех отделов:
- Административно-хозяйственный отдел осуществляет  взаимодействия: с органами государственной власти, общественностью, а также с родственниками пребывающих в Учреждении. Организацию прохождения медицинских обследований  в соответствующих медицинских учреждениях, ведение бытовой и хозяйственно-административной деятельности, финансовой отчетности.
- Нравственно-воспитательный отдел осуществляет: разъяснительно - воспитательную  работу  путем развития положительных качеств, привития духовных и нравственных ценностей,  оказание «внешней» помощи гражданам, обратившимся в Учреждение, организацию труда и досуга подопечных Учреждения.
- Отдел охраны (Служба порядка) осуществляет: функции по соблюдению правил внутреннего распорядка, соблюдения санитарных норм, и норм пожарной безопасности, обеспечения личной безопасности подопечных Учреждения.
6.3.  Кадровый состав Учреждения включает в себя сотрудников, активистов и добровольных помощников (волонтеров).
-  Сотрудники: кадровые сотрудники Организации;
- Активисты: лица, пребывающие в Учреждении, проходящие курс ресоциализации, в т.ч. из числа бывших и действительных клиентов, успешно прошедшие курс восстановления и ресоциалицации , положительно утвердившие себя в правовом и социальном аспекте, служащие в Учреждении на общественных началах или на основании трудового Договора;
- Добровольные помощники: лица, в основном состоящие из прикрепленных сотрудников соцзащиты, помощники из других государственных и общественных организаций, обладающие возможностью квалифицированной помощи (юристы, бухгалтеры, медработники, психологи, социологи и др.);
6.4.  Органом, осуществляющим контроль за соблюдением процесса ресоциализации подопечных в Учреждении и ведущим контроль за соблюдением Программы, является Попечительский совет.
6.5. Попечительский совет формируется по инициативе Общего собрания Организации и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Попечительском совете.
6.6. Права и обязанности Попечительского совета:
- Устанавливать духовно-нравственные ориентиры деятельности Учреждения;
- Осуществлять контроль за реализацией рекомендаций, принятых Попечительским советом для реализации Программы;
- Выполнять иные функции, возложенные на него Общим собранием Организации;
- Получать от должностных лиц Организации и Учреждения информацию о текущем положении и осуществлении Программы;
- Давать устные и письменные рекомендации администрации Учреждения по любым вопросам осуществления Программы.  
6.7. Для подготовки рекомендаций по отдельным наиболее сложным вопросам Попечительский совет имеет право создавать рабочие группы. В состав рабочих групп входят члены Попечительского совета, представители общественности, эксперты, специалисты.

7. Результаты Программы.
7.1. Внешнее восстановление выражено:
- в предоставлении  первой доврачебной и санитарной помощи,
- в предоставлении крова, одежды, питания,
- в урегулировании отношений с правоохранительными органами,
- в юридической помощи,
- в восстановлении отношений с родственниками,
- в специализированном медицинском обследовании и помощи в прохождении лечения,
- в восстановлении документов,
- в создании семьи,
- в трудоустройстве.
- в привлечении к активному участию в деятельности Программы.
7.2. Внутреннее восстановление проблемных людей достигается путём проработки личных проблем и внутренних конфликтов, смены мировоззрения и развития в индивиде здравого смысла и добрых нравов, которые включают в себя: открытость, искренность, добросовестность, порядочность, отсутствие лицемерия, бескорыстие и справедливость. Человек, меняя негативный круг общения, попадает в морально- устойчивую среду, ведет упорядоченный образ жизни, придерживаясь принципов и норм поведения, принятых в Учреждении.
7.3. Программа рассчитана на полную ресоциализацию гражданина, попавшего в трудную жизненную ситуацию, имеющего девиантное, асоциальное поведение и отторгаемого обществом. Программа позволяет человеку обрести крепкий фундамент, получив поддержку в нравственном, социальном и духовном эквиваленте. Участник Программы становится гражданином, положительно воспринимаемым обществом, приобретает стержневые личностные качества.
7.4. Вся программа рассчитана сроком до 1 год, имеет поэтапные, плавные переходы, участники программы ресоциализируются постепенно, их становление проходит естественно.

8. Источники финансирования и бюджет Программы.
8.1. Источниками финансирования Программы являются пожертвования граждан и организаций, средства бюджетов субъектов РФ.  Прибыль текущего года, получаемая Организацией от предпринимательской деятельности и её хозяйственных обществ.
8.2. Если при исполнении фактической сметы расходов выявлен недостаток денежных средств для финансирования Программы, то на погашение убытка от реализации Программы направляется нераспределённая прибыль прошлых лет.
8.3. Материальное обеспечение и содержание подопечных Учреждения, материальное обеспечение сотрудников Учреждения финансируется из средств бюджета Программы, утвержденном на Общем собрании Организации.
8.4. Объемы финансирования Программы на 2012 год из средств областного бюджета, бюджета г. Новосибирска, субъектов РФ носят прогнозный характер и подлежат уточнению.
8.5. Затраты на довольствие и содержание подопечного в Учреждении составляют:

 

Наименование расходов Сумма расходов в сутки (руб.) Сумма расходов в месяц (руб.) Сумма расходов в год (руб.)
Расходы по аренде помещений и коммунальным платежам 17,8 534 6408
Расходы на питание 37,8 1134 13608
Материальное довольствие (средства личной гигиены, одежда) 14 417 5004
Оплата транспортных расходов (включая проезд в общественном транспорте) 16,5 500 6000
Оплата услуг специалистов и обслуживающего персонала 22,3 667 8004
Оплата на восстановление утраченных документов и штрафов 2,8 84 1008
Благотворительная помощь на личные расходы 5 150 1800
Итого 116,2 3486 41832

 

8.6. Годовой Бюджет Программы на круглосуточное содержание 120 человек составляет:

 

Наименование расходов Сумма (руб.)
Расходы по аренде помещений и коммунальным платежам 768960
Расходы на питание 1632960
Материальное довольствие (средства личной гигиены, одежда) 600480
Оплата транспортных расходов (включая проезд в общественном транспорте) 720000
Оплата услуг специалистов и обслуживающего персонала 960480
Оплата на восстановление утраченных документов и штрафов 120960
Благотворительная помощь на личные расходы 216000
Итого 5019840

 

9. Заключительные положения.
9.1. В рамках Программы Организация осуществляет взаимодействие с общественными, религиозными, государственными и  иными организациями РФ и других стран по вопросам своей деятельности, обмена опытом работы, с привлечением специалистов  (врачей-психологов, других специалистов в области работы с лицами, перечисленными в п.3.1. настоящей Программы).
9.2. Программа не конкурирует с иным государственными и благотворительными программами, следует нормам Конституционного права РФ и другим нормам законодательства РФ, имеющим отношения к целям и задачам Программы.

Версия для печати